+7 917 373 45 82 (Е.А. Дёмочкина)
+7 917 348 89 50 (С.В. Ложкин)
+7 917 343 48 44 (Р.Ф. Резяпов)
+7 917 341 68 67 (С.Ю. Николаев)

Юридическая консультация
Опытные юристы и адвокаты Уфы и Республики Башкортостан
Адрес: г. Уфа
ул. Кирова, 8 
Ленинская коллегия адвокатов г. Уфы РБ
Задать вопрос

Юрист-альтруист

Услуги

Юрист-альтруист, или От чего "лечат" в юридических клиниках абсолютно бесплатно

Юрист-альтруист, от чего "лечат" в юридических клиниках и другие нюансы бесплатной юридической помощиВ феврале 2014 года на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект, обязывающий оказывать территориальными органами Фонда социального страхования бесплатную юридическую помощь страхователям и застрахованным лицам по вопросам обязательного социального страхования.

Законопроект предусматривает внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 29 октября 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Проект закона содержит в себе нормы, закрепляющие право застрахованных лиц, прежде всего не получивших пособий у недобросовестных работодателей, на бесплатную юридическую помощь от страховщика в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также на представление страховщиком их интересов в судах.

Кроме того, документ устанавливает обязанность страховщика оказывать такую бесплатную юридическую помощь в случае, если застрахованные лица заявляют о ее необходимости.

В настоящее время на основании п. 10 ч. 2 ст. 4.2 указанного закона страховщик обязан бесплатно только консультировать страхователей и застрахованных лиц по вопросам применения законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Общий порядок функционирования системы бесплатной юридической помощи регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее – Закон № 324-ФЗ).

Он был принят относительно недавно, поэтому делать какие-то выводы по общим результатам эффективности внедрения этой системы пока рано.

Тем не менее, далее мы рассмотрим основные моменты, преимущества и недостатки предоставления бесплатной юридической помощи.

Система оказания бесплатной юридической консультации

Статьей 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, такая помощь должна оказываться бесплатно.

Как было сказано выше, законом, регулирующим систему оказания бесплатной юридической помощи, является Закон № 324-ФЗ.

Статья 5 Закона № 324-ФЗ выделяет несколько основных принципов оказания бесплатной юридической помощи (далее – помощь):

  • обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
  • социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании помощи;
  • доступность помощи для граждан в установленных законодательством РФ случаях;
  • контроль за соблюдением лицами, оказывающими помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству ее оказания;
  • установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих помощь;
  • свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы помощи;
  • объективность, беспристрастность при оказании помощи и ее своевременность;
  • равенство доступа граждан к получению помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;
  • обеспечение конфиденциальности при оказании помощи.

Как видно, законодатель уделяет внимание, в первую очередь, ориентированности системы оказания помощи на граждан, нуждающихся в ее оказании, и, во-вторых, контролю качества оказания такой помощи.

В свою очередь, помощь может оказываться в следующих видах:

  • устные и письменные консультации;
  • составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

В том числе, в любых других видах, не запрещенных законодательством (ст. 6 Закона № 324-ФЗ).

Кто может оказывать бесплатную юридическую консультацию

Система оказания помощи законодательно разделяется на государственную и негосударственную (ст. 7 Закона № 324-ФЗ).

К участникам государственной системы помощи относятся:

  • федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения;
  • органы управления государственных внебюджетных фондов;
  • государственные юридические бюро.

К ним также могут быть отнесены адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, наделенные правом участвовать в государственной системе помощи (ст. 15 Закона № 324-ФЗ).

Органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, а также органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде письменных и устных консультаций по вопросам, относящимся к их ведению. Кроме того в случаях, предусмотренных законодательством помощь оказывается такими органами в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представления интересов граждан в судах, государственных органах и других организациях (ст. 16 Закона № 324-ФЗ).

Государственные юридические бюро оказывают все виды помощи. Они являются юридическими лицами и создаются в форме казенных учреждений субъектов РФ (ст. 17 Закона № 324-ФЗ).

Адвокаты могут привлекаться к участию в государственной системе помощи. При оказании гражданам помощи адвокаты руководствуются Законом № 324-ФЗ и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Адвокатская палата субъекта РФ ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы помощи. В дальнейшем этот орган ежегодно не позднее 31 декабря опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте (ч. 4 ст. 18 Закона № 324-ФЗ).

Между адвокатской палатой и органом исполнительной власти заключается соглашение об оказании адвокатами помощи. В свою очередь, адвокаты оказывают помощь гражданам на основании соглашения, заключаемого с ними в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам помощь в рамках государственной системы помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи осуществляется за счет собственных средств соответствующих субъектов РФ (ч. 2 ст. 29 Закона № 324-ФЗ).

Нотариусы в рамках государственной системы помощи оказывают помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий.

Кто имеет право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы

Право на получение всех видов помощи в рамках государственной системы помощи имеют следующие категории граждан:

  • малоимущие граждане, средний доход которых ниже величины прожиточного минимума;
  • инвалиды I и II группы;
  • ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
  • дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
  • лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
  • усыновители, если они обращаются за оказанием помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
  • граждане, имеющие право на помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
  • несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
  • граждане, имеющие право на помощь в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
  • граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан.

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера или представляют интересы граждан в судах, государственных органах, организациях в определенных случаях, которые перечислены в ч. 2 ст. 20 Закона № 324-ФЗ.

Следует обратить внимание на то, что консультация не оказывается государственными юридическими бюро или адвокатами, которые являются участниками государственной системы в случаях, если гражданин:

  • обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;
  • просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера или представлять его интересы в суде, государственном органе или организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
  • просит составить заявление в суд или представлять его интересы в суде, государственном органе или организации при наличии установленных законодательством РФ препятствий к обращению в такие органы или организации.

В случае невозможности предоставления помощи государственным юридическим бюро или адвокатом, гражданину выдается соответствующее заключение (ч. 3 ст. 21 Закона № 324-ФЗ).

Также помощь не оказывается в случае, если прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина (ч. 4 ст. 21 Закона № 324-ФЗ).

Негосударственная система бесплатной юридической помощи

В качестве участников негосударственной системы помощи выступают юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Формирование негосударственной системы помощи осуществляется на добровольных началах (ст. 22 Закона № 324-ФЗ).

Юридические клиники создаются образовательными организациями высшего образования. Юридические клиники создаются в качестве юридического лица, если такое право предоставлено высшему учебному заведению, его учредителю или его структурному подразделению (ч. 2 ст. 23 Закона № 324-ФЗ).

Порядок создания юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания помощи определяются приказом Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012 г. № 994.

Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

В работе юридических клиник по оказанию помощи участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в конкретном учебном заведении. Как правило это студенты последних курсов высших учебных заведений, при которых создана юридическая клиника. Оказание помощи студентами осуществляется под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники, чаще всего в их роли выступают преподаватели (ч. 5 ст. 23 Закона № 324-ФЗ).

Негосударственные центры бесплатной юридической помощи (консультации) могут быть созданы некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими палатами и образованиями, нотариусами и нотариальными палатами.

Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может быть создан в форме некоммерческой организации, либо его структурным подразделением. Вместе с этим, негосударственный центр может и не создаваться в качестве самостоятельного юридического лица (ч. 2 ст. 24 Закона № 324-ФЗ).

Для функционирования негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимо наличие помещение для приема граждан и лиц, имеющих высшее юридическое образование, привлеченных по трудовому или гражданско-правовому договору, осуществлять правовое консультирование граждан в данном негосударственном центре (ч. 3 ст. 24 Закона № 324-ФЗ).

Часть 5 ст. 24 Закона № 324-ФЗ наделяет правом негосударственные центры бесплатной юридической помощи самостоятельно определять виды помощи и категории граждан, имеющих право на ее получение, а также перечень правовых вопросов, по которым оказывается такая помощь. При этом к категории граждан, которые обращаются за помощью, должны относится прежде всего граждане с низким уровнем дохода или находящиеся в сложной жизненной ситуации.

Минюст России имеет список негосударственных центров, где ведется бесплатная юридическая консультация, что размещается на официальном сайте министерства.

Перспективы развития системы бесплатной юридической помощи

По данным Минюста России, в настоящее время разрабатываются единые требования к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также определяются формы контроля за соблюдением лицами, оказывающими помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству работы. Данные положения планируется отразить в Кодексе профессиональной этики участников государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи.

Как отмечается министерством, актуальными задачами на последующий период в части организации работы является подготовка предложений Президенту России и Правительству РФ по формированию государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, по совершенствованию законодательства в этой области. В рамках разработки проектов программ и планов по развитию государственной системы бесплатной юридической помощи на федеральном уровне устанавливаются критерии формирования региональных и местных программ, что в перспективе обеспечит единое комплексное развитие государственной системы бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации.

"Перспективы развития негосударственной системы бесплатной юридической помощи весьма велики. Это действительно необходимый институт в современной реальности. Правоотношения усложняются, людям просто необходима помощь. А оплатить зачастую дорогостоящего юриста позволить себе может далеко не каждый. Соответственно, так называемый общественный заказ есть и в избытке. Другой вопрос, что для развития данной системы, в частности на примере юридических клиник, нужна мощная поддержка. Помимо материальной поддержки не стоит забывать и о правовой регламентации деятельности, которая имеет зачастую решающее значение в развитии того или иного общественного института. Есть все основания полагать, что законодательное регулирование указанной деятельности дало бы мощный толчок к развитию, унификации и повышению качества работы юридических клиник. Только в совокупности потребность общества и поддержка государственных и негосударственных структур могут способствовать широкому развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи", – высказывает свою позицию Максим Дранжевский.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на весьма непродолжительное время, существование системы бесплатной юридической помощи подтвердило ее необходимость. Но для полноценного развития этого института необходимо предпринимать ряд комплексных мер, в частности повышение уровня информированности населения о существовании такой системы и более детальное регулирование деятельности участников системы на законодательном уровне.


ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/article/531886/#ixzz3CK0J2qDJ
Copyright © Urist-RB
Создание сайта - FreshStile
CMS SiteEdit